В последние годы особое внимание было уделено разработке российского антикоррупционного законодательства. В результате был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ), который установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Также Законом № 273-ФЗ закреплены основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. В целях реализации положений Закона № 273-ФЗ в части проведения антикоррупционной экспертизы принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон № 172-ФЗ). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), закрепленными Законом № 172-ФЗ, являются: Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Законом № 172-ФЗ возложено на прокуратуру Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (Минюст России), а также на органы, организации, их должностных лиц. Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц в ходе осуществления своих полномочий по вопросам, касающимся: Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу: Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Прокуратура российской Федерации, Минюст России, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика). Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов: К первому виду коррупциогенных факторов относятся: Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести: Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются: В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств (ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ). Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства РФ, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации согласно пункту 57 Регламента Правительства Российской Федерации1, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. Обратите внимание: проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство РФ с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Причем государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которую осуществляет Минюст России, ведущий Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, включает в себя, в частности, сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам такой экспертизы. Об этом говорится в Правилах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, и Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. На федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с Законом № 172-ФЗ в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и согласно Методике, определенной Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 172-ФЗ). Во исполнение указанной нормы ФНС России был издан Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом от 24.08.2010 № ММВ-7-7/415@2 (далее — Порядок). Порядок определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы и устанавливает цель ее проведения — выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) ФНС России коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится юридической службой ФНС России в соответствии с Методикой при проведении правовой экспертизы. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 Порядка на стадии подготовки проекта нормативного правового акта структурным подразделением центрального аппарата ФНС России, являющимся разработчиком проекта, в целях избежания включения в него коррупциогенных факторов также используется Методика. Методика применяется и при осуществлении структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной налоговой службы мониторинга применения ее нормативных правовых актов. Методические материалы по вопросам противодействия коррупции Заявление о невозможности предоставить сведения о доходах Обращение гражданина, юридического лица по фактам коррупционных правонарушений Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей
Общие принципы проведения антикоррупционной экспертизы
Кто вправе проводить антикоррупционную экспертизу
Методика проведения антикоррупционной экспертизы
Независимая антикоррупционная экспертиза
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (их проектов) ФНС России
662010, Российская Федерация, Красноярский край, Тюхтетский район, с. Тюхтет, ул. Юбилейная, 1Б